![]() |
Правовое обеспечение (Темы: 4) |
|
RIM
Администрация

В целях повышения правовой грамотности участников отряда, предлагаю Вашему вниманию статью "Волонтерство: изменение правового регулирования" (Зобова Е.), в которой в понятной форме отражены правовые аспекты деятельности Центр-Спас.
1.05.2018 вступили в силу новшества, внесенные Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" в том числе в Федеральный закон N 135-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.
Новое название Закона
Федеральный закон N 135-ФЗ изменил свое название: теперь он называется "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Таким образом, рассматриваемый Закон становится основополагающим нормативно-правовым актом в области добровольчества (волонтерства). И если ранее все разделы Закона регулировали только благотворительную деятельность и деятельность благотворительных организаций, то теперь появился новый раздел, посвященный добровольческой (волонтерской) деятельности.
Понятие добровольческой (волонтерской) деятельности
В Федеральном законе N 135-ФЗ теперь есть определение добровольческой (волонтерской) деятельности - это добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в п. 1 ст. 2 данного Закона. Одновременно уточнено, что на добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные Федеральным законом N 135-ФЗ для благотворительной деятельности.
Участники добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 5 Федерального закона N 135-ФЗ дополнена понятием "участники добровольческой (волонтерской) деятельности", а также дано определение субъектов этой деятельности. Участниками волонтерской деятельности являются:
- добровольцы (волонтеры) (далее - волонтеры);
- организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческие (волонтерские) организации.
Добровольцы (волонтеры) - это физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, привлекает на постоянной или временной основе волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Условия и порядок осуществления
добровольческой (волонтерской) деятельности
До рассматриваемых изменений правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности, в том числе и волонтерской, были урегулированы нормами ст. 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Теперь она утратила силу, а вместо этого в Закон введен разд. III.1 "Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности". Таким образом, вместо лаконичной ст. 7.1 в Федеральном законе N 135-ФЗ теперь достаточно подробно прописаны права и обязанности волонтера, правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности. Кроме этого, установлены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества, а также условия поддержки волонтерской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Рассмотрим новые нормы подробно.
Права и обязанности волонтера
Права и обязанности волонтера урегулированы ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Права волонтера. Волонтер имеет право, в частности:
а) осуществлять свою деятельность как индивидуально, так и под руководством организатора добровольческой деятельности, а также в составе добровольческой организации;
б) получать от организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой деятельности, а также информацию об организаторе этой деятельности, добровольческой организации;
в) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ или договором, заключенным с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией:
- поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты (СИЗ), помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) (ДМС) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
- возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
г) получать от организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
д) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
Обязанности волонтера. Волонтер, а также организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
Договор между волонтером и благополучателем. Условия осуществления волонтером благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между волонтером и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение волонтером работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.
Данный договор может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов волонтера на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, СИЗ, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на ДМС волонтера либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Договор между волонтером и организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией. Условия участия волонтера в деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой деятельности или добровольческой организацией и волонтером. Предметом этого договора являются безвозмездное выполнение волонтером работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.
Отметим, что условия такого договора между добровольческой организацией и волонтером могут предусматривать обязанность волонтера соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности названной организации иные обязательные требования, установленные внутренними документами данной организации, а также право добровольческой организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с волонтером в случае нарушения им таких обязательных требований.
Упомянутый договор может предусматривать обязанности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации по предоставлению волонтеру питания, форменной и специальной одежды, оборудования, СИЗ, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на ДМС волонтера либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.
Права организаторов добровольческой деятельности
и добровольческих организаций
В статье 17.2 Федерального закона N 135-ФЗ установлены права, которые имеют организаторы добровольческой деятельности и добровольческие организации при осуществлении своей деятельности:
- получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством РФ;
- информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой деятельности;
- участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере волонтерства, создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.
Отметим, что ни о каких обязанностях в данном случае не сказано.
Полномочия органов власти
Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере волонтерства установлены в ст. 17.3 Федерального закона N 135-ФЗ.
Правительство РФ утверждает общие требования к порядку взаимодействия всех органов власти различных уровней с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, а также устанавливает перечень видов деятельности, в отношении которых органы власти осуществляют данное взаимодействие.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют государственные программы РФ, содержащие мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участвуют в формировании единой информационной системы в указанной сфере, а также оказывают поддержку организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям.
Органы государственной власти субъектов РФ, в свою очередь, непосредственно реализуют государственную политику в сфере добровольчества, включая популяризацию данного вида деятельности.
Органы местного самоуправления организуют взаимодействие органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, а также оказывают всяческую поддержку волонтерскому движению на местах.
Единая информационная система в сфере развития волонтерства
Планируется создать единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) (ст. 17.5 Федерального закона N 135-ФЗ). Это принципиально новый шаг в развитии волонтерства. Принципы работы информационной системы следующие:
- формирование и ведение данной единой информационной системы будут осуществляться федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики (Росмолодежь);
- порядок функционирования единой информационной системы, технологические и технические требования к средствам данной информационной системы, порядок информационного взаимодействия с иными информационными системами будут установлены Правительством РФ;
- в данную систему будут включены сведения о волонтерах, организаторах добровольческой деятельности, добровольческих организациях;
- сведения для включения в единую информационную систему будут предоставляться добровольно.
Обратите внимание! Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества сведений о волонтерах, организаторах добровольческой деятельности, добровольческих организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой деятельности указанных участников добровольческой деятельности.
По данным разработчиков рассматриваемых новшеств, их реализация потребует расходов федерального бюджета на создание единого федерального интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров. Потребность на разработку и поддержку единой информационной системы оценивается в размере 28,5 млн руб. Кроме этого, потребуется разработка ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Подведем итоги
Законодатель сформировал единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства): определен статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольцев (волонтеров), а также закреплены требования, которым должны соответствовать указанные организации и лица.
Кроме того, поставлен знак равенства между понятиями "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить сложившееся к настоящему времени противоречие между рядом нормативных правовых актов в данной сфере.
Расширены правовые условия осуществления волонтерами своей деятельности, которые могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре между волонтером и благополучателем либо юридическим лицом. Это позволит обеспечить правовую защищенность волонтера, который получит не только удовлетворение своих нематериальных (духовных) потребностей, но и дополнительные гарантии.
Для реализации рассмотренных норм будут приняты регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственных учреждений и иных организаций с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, центрами поддержки волонтерства.
В целом принятые поправки будут способствовать определению системы общественных отношений, возникающих в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности.
Говоря о волонтерском движении, нельзя не отметить, что с 01.05.2018 вступили в силу и налоговые поправки, внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 N 98-ФЗ и касающиеся волонтеров. Уточнения внесены как в ст. 217, так и в ст. 149 и 420 НК РФ:
- в пп. 12 п. 3 ст. 149 (уточнения вступают в силу 01.07.2018), а также в п. 6 ст. 420 НК РФ введено новое название Федерального закона N 135-ФЗ - "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
- в п. 6 ст. 420 НК РФ ссылка на ст. 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ заменена ссылкой на новую ст. 17.1;
- п. 3.2 ст. 217 НК РФ признан утратившим силу, а п. 3.1 ст. 217 приведен в новой редакции. Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные волонтерами в рамках добровольческой деятельности как в виде выплат на возмещение расходов на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтеров либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности, так и в натуральной форме, полученные по гражданско-правовым договорам на указанные цели.
--------------------------------
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В целом принятые поправки (как к Федеральному закону N 135-ФЗ, так и к НК РФ) должны способствовать активному развитию волонтерства в Российской Федерации, в том числе добровольческой деятельности в области физической культуры и спорта.
Е. Зобова
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Статья: Волонтерство: изменение правового регулирования (Зобова Е.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 6) {КонсультантПлюс}
1.05.2018 вступили в силу новшества, внесенные Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" в том числе в Федеральный закон N 135-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.
Новое название Закона
Федеральный закон N 135-ФЗ изменил свое название: теперь он называется "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Таким образом, рассматриваемый Закон становится основополагающим нормативно-правовым актом в области добровольчества (волонтерства). И если ранее все разделы Закона регулировали только благотворительную деятельность и деятельность благотворительных организаций, то теперь появился новый раздел, посвященный добровольческой (волонтерской) деятельности.
Понятие добровольческой (волонтерской) деятельности
В Федеральном законе N 135-ФЗ теперь есть определение добровольческой (волонтерской) деятельности - это добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в п. 1 ст. 2 данного Закона. Одновременно уточнено, что на добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные Федеральным законом N 135-ФЗ для благотворительной деятельности.
Участники добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 5 Федерального закона N 135-ФЗ дополнена понятием "участники добровольческой (волонтерской) деятельности", а также дано определение субъектов этой деятельности. Участниками волонтерской деятельности являются:
- добровольцы (волонтеры) (далее - волонтеры);
- организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческие (волонтерские) организации.
Добровольцы (волонтеры) - это физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, привлекает на постоянной или временной основе волонтеров к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Условия и порядок осуществления
добровольческой (волонтерской) деятельности
До рассматриваемых изменений правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности, в том числе и волонтерской, были урегулированы нормами ст. 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Теперь она утратила силу, а вместо этого в Закон введен разд. III.1 "Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности". Таким образом, вместо лаконичной ст. 7.1 в Федеральном законе N 135-ФЗ теперь достаточно подробно прописаны права и обязанности волонтера, правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности. Кроме этого, установлены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества, а также условия поддержки волонтерской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Рассмотрим новые нормы подробно.
Права и обязанности волонтера
Права и обязанности волонтера урегулированы ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Права волонтера. Волонтер имеет право, в частности:
а) осуществлять свою деятельность как индивидуально, так и под руководством организатора добровольческой деятельности, а также в составе добровольческой организации;
б) получать от организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой деятельности, а также информацию об организаторе этой деятельности, добровольческой организации;
в) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ или договором, заключенным с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией:
- поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты (СИЗ), помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) (ДМС) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
- возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
г) получать от организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
д) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
Обязанности волонтера. Волонтер, а также организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
Договор между волонтером и благополучателем. Условия осуществления волонтером благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между волонтером и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение волонтером работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.
Данный договор может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов волонтера на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, СИЗ, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на ДМС волонтера либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Договор между волонтером и организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией. Условия участия волонтера в деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой деятельности или добровольческой организацией и волонтером. Предметом этого договора являются безвозмездное выполнение волонтером работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.
Отметим, что условия такого договора между добровольческой организацией и волонтером могут предусматривать обязанность волонтера соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности названной организации иные обязательные требования, установленные внутренними документами данной организации, а также право добровольческой организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с волонтером в случае нарушения им таких обязательных требований.
Упомянутый договор может предусматривать обязанности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации по предоставлению волонтеру питания, форменной и специальной одежды, оборудования, СИЗ, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на ДМС волонтера либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.
Права организаторов добровольческой деятельности
и добровольческих организаций
В статье 17.2 Федерального закона N 135-ФЗ установлены права, которые имеют организаторы добровольческой деятельности и добровольческие организации при осуществлении своей деятельности:
- получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством РФ;
- информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой деятельности;
- участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере волонтерства, создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.
Отметим, что ни о каких обязанностях в данном случае не сказано.
Полномочия органов власти
Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере волонтерства установлены в ст. 17.3 Федерального закона N 135-ФЗ.
Правительство РФ утверждает общие требования к порядку взаимодействия всех органов власти различных уровней с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, а также устанавливает перечень видов деятельности, в отношении которых органы власти осуществляют данное взаимодействие.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют государственные программы РФ, содержащие мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участвуют в формировании единой информационной системы в указанной сфере, а также оказывают поддержку организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям.
Органы государственной власти субъектов РФ, в свою очередь, непосредственно реализуют государственную политику в сфере добровольчества, включая популяризацию данного вида деятельности.
Органы местного самоуправления организуют взаимодействие органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, а также оказывают всяческую поддержку волонтерскому движению на местах.
Единая информационная система в сфере развития волонтерства
Планируется создать единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) (ст. 17.5 Федерального закона N 135-ФЗ). Это принципиально новый шаг в развитии волонтерства. Принципы работы информационной системы следующие:
- формирование и ведение данной единой информационной системы будут осуществляться федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики (Росмолодежь);
- порядок функционирования единой информационной системы, технологические и технические требования к средствам данной информационной системы, порядок информационного взаимодействия с иными информационными системами будут установлены Правительством РФ;
- в данную систему будут включены сведения о волонтерах, организаторах добровольческой деятельности, добровольческих организациях;
- сведения для включения в единую информационную систему будут предоставляться добровольно.
Обратите внимание! Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества сведений о волонтерах, организаторах добровольческой деятельности, добровольческих организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой деятельности указанных участников добровольческой деятельности.
По данным разработчиков рассматриваемых новшеств, их реализация потребует расходов федерального бюджета на создание единого федерального интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров. Потребность на разработку и поддержку единой информационной системы оценивается в размере 28,5 млн руб. Кроме этого, потребуется разработка ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Подведем итоги
Законодатель сформировал единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства): определен статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольцев (волонтеров), а также закреплены требования, которым должны соответствовать указанные организации и лица.
Кроме того, поставлен знак равенства между понятиями "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить сложившееся к настоящему времени противоречие между рядом нормативных правовых актов в данной сфере.
Расширены правовые условия осуществления волонтерами своей деятельности, которые могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре между волонтером и благополучателем либо юридическим лицом. Это позволит обеспечить правовую защищенность волонтера, который получит не только удовлетворение своих нематериальных (духовных) потребностей, но и дополнительные гарантии.
Для реализации рассмотренных норм будут приняты регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственных учреждений и иных организаций с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями, центрами поддержки волонтерства.
В целом принятые поправки будут способствовать определению системы общественных отношений, возникающих в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности.
Говоря о волонтерском движении, нельзя не отметить, что с 01.05.2018 вступили в силу и налоговые поправки, внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 N 98-ФЗ и касающиеся волонтеров. Уточнения внесены как в ст. 217, так и в ст. 149 и 420 НК РФ:
- в пп. 12 п. 3 ст. 149 (уточнения вступают в силу 01.07.2018), а также в п. 6 ст. 420 НК РФ введено новое название Федерального закона N 135-ФЗ - "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
- в п. 6 ст. 420 НК РФ ссылка на ст. 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ заменена ссылкой на новую ст. 17.1;
- п. 3.2 ст. 217 НК РФ признан утратившим силу, а п. 3.1 ст. 217 приведен в новой редакции. Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные волонтерами в рамках добровольческой деятельности как в виде выплат на возмещение расходов на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтеров либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности, так и в натуральной форме, полученные по гражданско-правовым договорам на указанные цели.
--------------------------------
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В целом принятые поправки (как к Федеральному закону N 135-ФЗ, так и к НК РФ) должны способствовать активному развитию волонтерства в Российской Федерации, в том числе добровольческой деятельности в области физической культуры и спорта.
Е. Зобова
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Статья: Волонтерство: изменение правового регулирования (Зобова Е.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 6) {КонсультантПлюс}